II Всероссийский Съезд дефектологов в Москве

IMG_22382-3 ноября 2017 г. в г. Москва состоялся II Всероссийский Съезд дефектологов. В мероприятиях съезда приняли участие 1860 делегатов из 75 субъектов РФ и 5 зарубежных государств.

Организатор Съезда выступило Министерство образования и науки Российской Федерации.

Цель проведения Съезда: определение приоритетов и выработка стратегии развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации.

Задачи проведения II Всероссийского Съезда дефектологов: актуализация вопросов создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации.

Самарскую область на Съезде представляли:руководитель Северного управления образованием МОиН Н.В. Куликова, декан факультета психологии и специальной педагогики СГСПУ Н.И. Буковцова, заместитель декана по научно-исследовательской работе Л.А. Ремезова, руководитель ЦИДО И.Г. Кузнецова, главный специалист Самарского управления МОиН С.И. Мингалеева, заведующие отделами ЦСО Е.В. Брыткова и Е.В, Морозова, заместители директоров ГБОУ школ-интернатов для обучающихся с ОВЗ № 117 г.о. Самара Э.А. Барченко и № 3 г.о. Тольятти Т.Н. Иванченко, тифлопедагог ГБОУ школы-интерната для обучающихся с ОВЗ № 4 г.о. Тольятти Е.В Ястребова.

Памятным знаком «За личный вклад в развитие дефектологии» награждена Л.А. Ремезова, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии, заместитель декана по научно-исследовательской работе факультета психологии и специальной педагогики СГСПУ.

Почетный знак «За верность профессии» вручен Г.Б. Акимовой, отличнику народного образования РФ, сурдопедагогу со стажем работы 56 лет.

В докладе «О государственной политике в сфере подготовки специалистов дефектологического профиля» заместитель министра образования и науки РФ Т.Ю. Синюгина особое внимание уделила проблеме подготовки кадров и последующей работе по профессии специалистов-дефектологов. По ее словам, в этом учебном году дефицит дефектологов различных специальностей в образовательных организациях страны составляет 11 тысяч. При этом ежегодно ВУЗы выпускают более 7 тысяч молодых специалистов — дефектологов, но из них работать в систему образования приходят только 3 тысячи, а остается в профессии после 3-5 лет работы еще меньше.

На съезде дефектологи обсудили широкий круг вопросов организации работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью: развитие системы ранней помощи детям; индивидуализация образования и обеспечение его непрерывности и вариативности; модернизация профобразования и повышение квалификации специалистов, работающих с такими детьми; развитие доступной образовательной среды; эффективность трудоустройства молодежи с ОВЗ, их приобщения к профессиям, востребованным на рынке труда.,

Особую значимость для всего дефектологического сообщества имеет созданный в соответствии с резолюцией I съезда дефектологов «Союз дефектологов России». Председателем Союза выбрана д.п.н., профессор Филичева Татьяна Борисовна, вице-президентами — д.п.н., профессор Воронкова Валентина Васильевна и к.п.н., доцент Белявский Борис Викторович. В состав членов президиума вошли 15 представителей дефектологического сообщества.

Делегаты съезда обсудили проект резолюции., В проект резолюцию по инициативе О.Н. Смолина, руководителя рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов включены следующие дополнения:

— ввести пятилетний бакалавриат для дефектологов, который был бы дифференцирован по видам работ (сурдопедагогика, олигофренопедагогика и т.д.);

— обратиться в Комитет по образованию и науке в Государственной думе и в Министерство образования и науки России с просьбой оказать содействие в принятии региональных законодательств, которые бы обеспечивали реально, а не формально уровень заработной платы дефектологов, а точнее тех, кто работает с детьми с инвалидностью и проблемами со здоровьем, более высокую, чем у обычных педагогов зарплату не менее, чем на 20%. «На данный момент надбавка сохраняется, но из-за меньшего количества детей в классе и других особенностей этой сферы, зарплата дефектологов, оказывается, даже ниже, чем у обычных педагогов, у которых и так низкий доход. В советское время педагоги, которые работали с детьми с ограниченными возможностями здоровья, получали на 25% больше»;

— поддержать поправку в законодательство, согласно которой ликвидация коррекционных учебных заведений была возможна только с согласия общего собрания родителей. Все предложения О.Н. Смолина были поддержаны делегатами съезда.

Дефектологи поддержали предложение С.Н. Морозова о введении новой специальности дефектологического профиля «специалист по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра», что вызвано увеличением численности детей с этим нарушением и его специфичностью.

Текст резолюции, утвержденный оргкомитетом съезда будет разослан в регионы.