Издательство ЦСО (методички)

Аннотированный перечень учебно-методических материалов, изданных Центром специального образования Самарской области

2022

Локальные акты образовательной организации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья: структура и содержание Методическое пособие

2020

Реализация программы коррекционной работы основной образовательной программы основного общего образования Методическое пособие

Обеспечение доступности и качества дошкольного образования детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в соответствии с Концепцией развития системы ранней помощи в Самарской области Методическое пособие

Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС на начальном этапе дошкольного образования Методическое пособие

2019

Выявление и адаптация в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения детей в спектре аутизма. Методическое пособие

Организация инклюзивного образования в ДОУ: алгоритм и механизмы сопровождения Методические рекомендации

Организация инклюзивного образования в общеобразовательных организациях: алгоритм и механизмы сопровождения Методические рекомендации

Данные рекомендации разработаны для руководителей образовательных организаций (детских садов и школ), в которых получают образовательные услугу дети с ограниченными возможностями. Методические рекомендации содержат оптимальный перечень локальных актов, регламентирующих организацию образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ.

Трифонова Г.В. Коммуникативные компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи Методическое пособие

В сборнике представлен передовой опыт ученых ФПСО СГСПУ, а также специалистов и учителей ГБОУ СО «Школа-интернат № 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Самара» по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях ФГОС.
Издание адресовано специалистам сопровождения и педагогам-практикам, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (НОДА)

Кондратьева Т.В. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном возрасте. Методическое пособие

Методическое пособие предназначено для специалистов ресурсных центров по аутизму, семейных психологов, специалистов ранней помощи, работников ДОО, для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и всех интересующихся проблемами коррекции аутистических расстройств и помощи семьям, воспитывающим детей с РАС.

Кондратьева Т.В. Работа с родителями детей с расстройствами аутистического спектра в раннем возрасте. Методическое пособие

Методическое пособие предназначено для специалистов ресурсных центров по аутизму, семейных психологов, специалистов ранней помощи, работников ДОУ, для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и всех интересующихся проблемами коррекции аутистических расстройств и помощи семьям, воспитывающим детей с РАС.

2017

Трифонова Г.В. «Диагностика базовых учебных действий» Методическое пособие 

Пособие адресовано членам ПМПк, специалистам и учителям начальных классов, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Фахреева Г.Н. «Диагностика УУД учащихся с ОВЗ»   Методическое пособие

Пособие адресовано педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений, включает пакет адаптированных методик и инструкций для диагностики сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ по всем нозологиям.

2016

Трифонова Г.В. «Формирование адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ: методический конструктор».  Методическое пособие

Пособие адресовано администрации, специалистам ПМПк и учителям образовательных организаций, осуществляющих инклюзивную практику.

2015

Специальная помощь детям раннего возраста и их семьям

Анисимова Л. П., Быкова Е. Е., Гарькина А. И., Лопухова О. М., Пинюгина Е. В., Сазонова С. Н., Трефилова Ю. А. «Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области» Методическое пособие

Пособие адресовано руководителям и специалистам Служб ранней помощи. Методические материалы могут быть также использованы для первичного обследования, динамического наблюдения и выявления особенностей развития детей раннего возраста.

Шмыкова И. В. «Содержание и организация работы специалистов с родителями детей раннего возраста со сложной структурой дефекта». Методическое пособие

Настоящее методическое пособие адресовано специалистам образовательных учреждений, работающим с детьми раннего возраста и их родителями. В нём представлены причины возникновения комплексных нарушений в развитии ребёнка, рассмотрена этиология комплексных (сложных) и множественных нарушений развития у детей и структура дефекта, подробно описаны модели семейного воспитания, этапы работы с ребенком и его семьёй, формы работы с родителями.

Морозова Е. В. «Развиваемся, играя!». Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с задержкой познавательного развития.

Адресованы специалистам, педагогам и родителям, обучающим и воспитывающим детей с задержкой познавательного развития раннего возраста.

Школьное образование и воспитание детей с ОВЗ

Трифонова Г. В. «Специальная индивидуальная образовательная программа для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: методология разработки». Методическое пособие

Данное методическое пособие адресовано специалистам психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений. Содержит теоретико-методологические основы разработки специальной индивидуальной программы развития для детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В приложениях представлен богатый материал по диагностике и мониторингу динамики развития детей указанной группы.

Тюленкова О. Ю. «Сенсомоторное развитие». Программа внеурочной деятельности: коррекционно развивающая область обучающихся начальной школы с умственной отсталостью

Коррекционно-развивающая программа «Сенсомоторное развитие» адресована педагогам, занимающимся с детьми, имеющими низкий уровень развития психомоторных и сенсорных процессов. Программа способствует интеллектуальному развитию детей, овладению навыками письма и другими навыками ручной умелости, а также их психоэмоциональному благополучию.

Панюхина Е. В. «Я говорю». Учебное пособие по дополнительному образованию лиц со сложным дефектом

Программа дополнительного образования лиц со сложным дефектом соответствует ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адресована логопедам образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ.

Панова О. В., Кузнецова М. В. / Под общей ред. Брытковой Е. В. «Игра (Игротерапия)». Учебное пособие для обучающихся с умственной отсталостью 3 класса

Учебное пособие адресовано педагогам-психологам образовательных организаций и реабилитационных центров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья по образовательной коррекционно-развивающей программе внеурочной деятельности «Игра (Игротерапия)».

Панова О. В., Медведева Т. А. «Учебное пособие по профильному труду «Обувное дело». Для обучающихся 6 класса с умственной отсталостью

Данное пособие содержит программу по обувному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы для обучающихся с умственной отсталостью, календарно-тематическое планирование и дидактические материалы для осуществления практико-ориентированного подхода к профильному обучению детей в рамках регионального компонента. Пособие адресовано учителям технологии образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ.

Профессиональное образование детей с ОВЗ

Мартынова И. И. «Специфика организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья». Учебный модуль

Настоящий учебный модуль адресован преподавателям средних профессиональных образовательных учреждений, обучающих молодых людей с ОВЗ, которые проходят курсы повышения квалификации по теме «Специфика организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Электронные методические пособия

Мусатова Л. Н. «Развитие слухового восприятия и формирование произношения детей 2-3 летнего возраста после кохлеарной имплантации». Методическое пособие

Настоящее методическое пособие адресовано педагогам, родителям, обучающим и воспитывающим детей, перенесших кохлеарную имплантацию в дошкольный период.

Фахреева Г. Н., Плохотникова И. И., Пономарёва О. Н., Храмова Т. М., Мустакимова Е. А., Сургаева Е. М., Зуева Г. И., Бекрешева С. Ю., Давлетшина О. М., Литвиненко С. П., Моргунова Т. Е. «Организация коррекционно-педагогического сопровождения детей шестого года жизни с нарушениями речи». Методическое пособие

Настоящее методическое пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, обучающим и воспитывающим детей шестого года жизни с нарушениями речи.

2014

Шитикова Е. А. «Методическое пособие по работе психолого-медико-педагогического консилиума». Методическое пособие

Адресовано руководителям, специалистам, педагогам образовательных организаций. Данное пособие показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний в специальных школах и школах-интернатах.

Специальная помощь детям раннего возраста и их семьям

Бадартдинова Н. А., Брыткова И. Ю. «Коррекционно-развивающая работа с детьми третьего года жизни с расстройствами аутистического спектра». Методическое пособие

Адресовано специалистам и воспитателям ДОУ, работающим с детьми третьего года с расстройствами аутистического спектра. В пособии излагаются педагогические подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС, учитывая особенности их развития. Основное внимание уделяется вопросам диагностического и программно-методического обеспечения, содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми третьего года жизни с РАС.

Фахреева Г. Н., Филина О. Г. «Логопедическая работа с детьми второго года жизни с синдромом Дауна». Методическое пособие

Настоящее методическое пособие адресовано логопедам, педагогам и родителям, обучающим и воспитывающим детей второго года жизни с синдромом Дауна.

Школьное образование и воспитание детей с ОВЗ

Мартынова И. И. «Проектирование программы коррекционной работы в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС». Методическое пособие

Пособие направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ, оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального (основного) общего образования, создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, формирование и развитие полноценных жизненных компетенций.

Панова О. В., Кузнецова М. В. / Под общей ред. Брытковой Е. В. «Игра (игротерапия)». Адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью 1 и 2 классов

Настоящая адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью поможет организовать деятельность педагога по активизации детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на уроках «Игра (Игротерапия)». Игра (Игротерапия) является учебным предметом образовательной области: коррекционные технологии адаптированной основной образовательной программы для учащихся с умственной отсталостью 0-IV кл. под редакцией И. М. Бгажноковой. Программа адресована педагогам образовательных организаций, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Панова О. В., Медведева Т. А. / Под общей ред. Брытковой Е. В. «Учебное пособие по профильному труду «Обувное дело». Для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью

Данное пособие содержит программу по обувному делу для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, календарно-тематическое планирование и дидактические материалы для осуществления практико-ориентированного подхода к профильному обучению детей с умственной отсталостью в рамках регионального компонента. Пособие адресовано учителям технологии образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ.

Панова О. В., Панюхина Е. В., Волькен Л. Е. «Учебное пособие по русскому языку для обучающихся 5–7 классов с умственной отсталостью»

Настоящее пособие адресовано учителям русского языка, реализующим адаптированную образовательную программу по русскому языку под редакцией И. М. Бгажноковой. Пособие состоит из методических рекомендаций для учителя и дидактических материалов. В методических рекомендациях представлен принцип использования упражнений для коррекции различных видов дисграфии. Содержание сборника упражнений соответствует уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Материалы пособия могут быть использованы учителями-логопедами на коррекционных занятиях.

Панова О. В., Щербина В. Т. / Под общей ред. Брытковой Е. В. «История и культура Самарского края». Учебное пособие

Данное пособие содержит программу по учебному предмету «История и культура Самарского края» регионального компонента для 10 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. В пособии представлены тематический план, календарно-тематическое планирование и конспекты некоторых уроков, дидактические материалы для осуществления практико-ориентированного подхода к обучению детей с умственной отсталостью в рамках регионального компонента. Пособие адресовано учителям истории образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ.

Реабилитации детей после кохлеарной имплантации (КИ)

Мусатова Л. Н. «Работа с родителями детей после кохлеарной имплантации». Методическое пособие

Настоящее методическое пособие адресовано педагогам, обучающим и воспитывающим детей, перенесших кохлеарную имплантацию в дошкольный период

Электронные методические пособия

Гарькина А. И., Морозова Е. В., Волкова Н. А., Ананьева И. Н. «Комплексное сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью и со сложной структурой дефекта четвертого года жизни в соответствии с ФГОС». Методическое пособие

Данное методическое пособие позволит обеспечить педагогам уровень профессиональной компетентности, необходимый для квалифицированной деятельности при осуществлении коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью и со сложной структурой дефекта.

Фахреева Г. Н., Плохотникова И. И. «Организация коррекционно-педагогического сопровождения детей пятого года жизни с нарушениями речи». Методическое пособие

Настоящее методическое пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, обучающим и воспитывающим детей пятого года жизни с нарушениями речи.

Морозова Е. В., Мусатова Л. Н., Трифонова М.Ю. «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации в ДОУ». Методическое пособие

Настоящее методическое пособие адресовано руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, в которых воспитываются дети после кохлеарной имплантации.

Морозова Е. В., Глухова Е. А., Андреева К. М. «Организация комплексного сопровождения слабослышащих детей со сложной структурой дефекта в соответствии с Федеральными государственными требованиями и стандартами». Методическое пособие

Настоящее методическое пособие адресовано руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, в которых воспитываются слабослышащие дети со сложной структурой дефекта.

2013

Специальная помощь детям раннего возраста и их семьям

Методические рекомендации для родителей детей 1-го года жизни
Методические рекомендации для родителей по развитию детей 2-го года жизни
Методические рекомендации для специалистов, педагогических работников ДОУ по проблемам диагностики и коррекции детей дошкольного возраста

Антонова З. П. «Содержание и организация работы педагогов ДОУ с родителями детей с ОВЗ»
Учебный модуль для специалистов, реализующих программы дошкольного образования, осуществляющих воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы модуля можно использовать в ходе самоподготовки и самосовершенствования в работе с родителями детей с ОВЗ.

Гарькина А. И. «Организация непосредственно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ с учетом ФГТ»
Учебный модуль для специалистов и воспитателей ДОУ. Данный модуль позволит обеспечить педагогам уровень профессиональной компетентности, необходимый для квалифицированной деятельности при организации непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ с учетом ФГТ.

Школьное образование и воспитание детей с ОВЗ

Бадартдинова Н. А. «Как помочь школьнику с расстройствами аутистического спектра»
Методическое пособие адресовано педагогическим работникам общеобразовательных школ, обучающим и сопровождающим детей с расстройствами аутистического спектра. Пособие дает методическую основу педагогу по включению ребенка с РАС в школьное пространство с учетом его особенностей развития.

Брыткова Е. В. «Коррекция неуспеваемости учащихся начальных классов с ЗПР в условиях интегрированного обучения». Учебный модуль

В учебном модуле представлены основные теоретические положения, на которых базируется современный подход к организации образовательного процесса и социальной адаптации школьников данной группы. Приложения содержат справочные материалы для выполнения практических заданий в ходе работы с неуспевающими обучающимися.

Брыткова Е. В. «Организация и содержание комплексной помощи детям с ОВЗ в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС». Учебный модуль.
Настоящий учебный модуль адресован педагогическим работникам, которые являются членами Психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений. Направлен на формирование умения составлять карту (папку) развития обучающегося с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Шилак Т. Б. «Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования». Учебный модуль
Модуль позволяет повысить уровень компетентности, профессионализма педагога дополнительного образования для более эффективной социализации детей с ОВЗ.

Шилак Т. Б. «Игры и упражнения на развитие памяти обучающихся с задержкой психического развития на внеурочных занятиях». Методическое пособие.
В данном методическом пособии раскрывается роль игры в развитии памяти обучающихся с ЗПР на внеурочных занятиях, дается характеристика особенностям памяти обучающихся младших классов с задержкой психического развития, предлагаются методы диагностики различных видов памяти у обучающихся, которые педагог может использовать на внеурочных занятиях, подробно описана методика игр и упражнений на развитие двигательной, образной, эмоциональной и произвольной памяти младших школьников с ЗПР.

Обучение и воспитание детей в С(К)ОУ

Мартынова И. И. «Формирование индивидуально-ответственного поведения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью». Учебный модуль.
Настоящий учебный модуль адресован воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений для развития умения строить коррекционно-педагогическую программу по формированию и развитию индивидуально-ответственного поведения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Шилак Т. Б. «Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях». Методическое пособие.
Методическое пособие адресовано учителям и воспитателям начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В настоящем методическом пособии особое внимание уделено играм и игровым упражнениям на развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. 

Реабилитации детей после кохлеарной имплантации (КИ)

Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми, перенесшими КИ.
Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей, перенесших КИ.

Мусатова Л. Н. «Реабилитация детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации в условиях семьи». Методическое пособие.
Методическое пособие адресовано тем семьям, в которых растут дети, перенесшие кохлеарную имплантацию в дошкольном возрасте. Специальная коррекционно-педагогическая помощь позволяет научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Гоголь Н. В. «Психологическая коррекция и оптимизация родительско-детских отношений в семьях имплантированных детей». Методическое пособие.
Основным направлением методического пособия является психологическая коррекция межличностные отношений в семье.

Гоголь Н. В. «Подготовка ребенка после кохлеарной имплантации к школьному обучению». Методическое пособие.
Настоящее методическое пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с КИ, психологам, занимающимся подготовкой детей с КИ к обучению в школе.

2012

Специальная помощь детям раннего возраста и их семьям
Методические рекомендации для специалистов, педагогических работников СРП и ДОУ по проблемам диагностики и коррекции детей раннего возраста от 0 до 3 лет
Методические рекомендации для родителей детей раннего и дошкольного возраста
Электронное методическое пособие «Развитие двигательных навыков у детей с синдромом Дауна второго года жизни» для специалистов СРП
Электронное методическое пособие «Групповая работа с детьми с синдромом Дауна на третьем году жизни»
Электронные методические рекомендации «Оценка деятельности специалиста СРП»
Электронное методическое пособие «Игры и упражнения для развития продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста»
Электронный учебный модуль для курса «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в ДОУ»
Электронный учебный модуль для курса «Комплексное сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью в ДОУ»
Электронный учебный модуль для курса «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ»
Электронный учебный модуль для курса «Коррекция речевых недостатков детей дошкольного возраста воспитателем ДОУ»
Электронное методическое пособие «Игры и упражнения для развития бинокулярного зрения у детей дошкольного возраста»

Школьное образование и воспитание детей с ОВЗ
Электронный учебный модуль для курса «Организация, содержание и методическое обеспечение деятельности учителя в составе психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения»
Электронный учебный модуль для курса «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ»
Электронный учебный модуль для курса «Организация, содержание и методическое обеспечение обучения детей с ЗПР в условиях интегрированного образования»
Электронное методическое пособие «Адаптация рабочей программы для коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОВЗ интегрированных классов»
Электронное методическое пособие «Организация внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ в общеобразовательной школе»

Обучение и воспитание детей в С(К)ОУ
Учебно-методические материалы по математике для школьников пятого класса с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
Электронный учебный модуль для курса «Современные требования к организации и методике воспитания обучающихся С(К)ОУ 8 вида»
Электронный учебный модуль для курса «Современный подход к организации обучения детей со сложным дефектом в С(К)ОУ»

Реабилитации детей после кохлеарной имплантации
Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми, перенесшими кохлеарную имплантацию
Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей, перенесших кохлеарную имплантацию
Методическое пособие «Сурдологическое обследование школьника после кохлеарной имплантации»
Методическое пособие «Методический материал для проведения контрольных занятий с детьми после кохлеарной имплантации»
Электронное методическое пособие «Реабилитация детей с кохлеарными имплантами, потерявших слух до овладения речью, в условиях семьи»

2011

Антонова Е.А. «Групповая работа с детьми с синдромом Дауна на втором году жизни»: Методическое пособие

Настоящее методическое пособие адресовано специалистам служб ранней помощи, консультационных пунктов, воспитателям групп кратковременного пребывания работающих с детьми второго года жизни с синдромом Дауна.

Антонова З.П., Шилак Т.Б. «Коррекционно-педагогическая деятельность учителя младших классов, интегрировано обучающего детей с ограниченными возможностями здоровья»: Учебный модуль.

Модульная программа предназначена для использования в качестве инструмента повышения профессиональной квалификации работников образовательных учреждений (ОУ), в которых дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в интегрированных формах, или тех ОУ, которые готовятся принять детей с ограниченными возможностями. Содержание модульной программы разработано с учетом того, что основной круг слушателей – руководители, педагоги ОУ – должны получить достаточно полный, в какой-то степени консультационный материал, поэтому большое внимание уделено теоретическим вопросам.

Модульная программа не ставит своей целью дать законченное представление о детях с нарушенным развитием. Использование ее материалов в сфере образования работников ОУ по вопросам специальной педагогики и специальной психологии возможно, но требует значительного расширения теоретического блока. Программа дает работникам ОУ направления для дальнейшей работы, самостоятельного изучения проблем детей с нарушениями развития.

Модуль разработан таким образом, что он может быть использованы и для самостоятельного обучения. Методическим инструментом здесь выступает не только теоретический материал, но и введенные в каждый модуль вопросы для самопроверки, упражнения, задания.

Балаклеец В. А., Гарькина А. И. «Развитие двигательных навыков у детей с синдромом Дауна первого года жизни»: Методическое пособие

Настоящее методическое пособие адресовано специалистам Служб ранней помощи, работающим с детьми с синдромом Дауна первого года жизни, родителям, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

Балаклеец В.А., Антонова З.П., Антонова Е.А., Гарькина А.И.

«Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя с детьми с ОВЗ в ДОУ»: Учебный модуль

Данный модуль позволит обеспечить педагогам уровень профессиональной компетентности, необходимый для квалифицированной деятельности при осуществлении коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Модуль адресован слушателям курса повышения квалификации « Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя с детьми с ОВЗ в ДОУ».

Брыткова Е.В. Учебно-методические материалы по математике для школьников четвертого класса с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

В «Учебно-методических материалах по математике для школьников четвертого класса с тяжелыми интеллектуальными нарушениями», обозначена роль элементарных математических знаний и умений в развитии познавательных процессов, перечислены условия, которые этому способствуют, представлены примерные упражнения, задания, дидактические материалы по отдельным темам курса.

Учебно-методические материалы адресовано учителям, обучающим детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями в условиях класса или индивидуально.

Брыткова Е.В. «Организация, содержание, методическое обеспечение обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»: Методическое пособие

Методическое пособие «Организация, содержание, методическое обеспечение обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» адресовано учителям, обучающим детей умеренной (F71) и тяжелой (F72) умственной отсталостью в специальных классах С(К)ОУ или индивидуально. Краткая характеристика особенностей детей с различными степенями умственной отсталости, описание нормативно-правовых документов, регулирующих обучение данной категории детей, сведения об образовательных программах помогут педагогическим работникам безболезненно включить каждого ребенка в образовательное пространство. Материалы, представленные в приложении, могут быть использованы учителями для составления рабочих программ, разработки календарно-тематического планирования, подбора учебно-методических комплексов.

Брыткова Е.В. Коррекционно-педагогическая деятельность учителя с детьми с интеллектуальной недостаточностью в С(К)ОУ: Учебный модуль

Настоящий учебный модуль адресован учителям специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые проходят курсы повышения квалификации по теме «Коррекционно-педагогическая деятельность учителя с детьми с интеллектуальной недостаточностью в С(К)ОУ»

Брыткова Е.В. Коррекционно-педагогическая работа учителя с детьми среднего школьного возраста, имеющими особые образовательные потребности: Учебный модуль

Настоящий учебный модуль адресован учителям-предметникам массовой школы, работающим в интегрированных классах., которые проходят курсы повышения квалификации по теме «

Гарькина А. И. «Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие.

Настоящее методическое пособие адресовано специалистам и воспитателям ДОУ работающим с детьми с ДЦП старшего дошкольного возраста.

Елизарова С.В. «Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»: Учебный модуль.

Настоящий учебный модуль адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые проходят курсы повышения квалификации по теме «Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Шилак Т.Б. «Особенности работы педагога дополнительного образования с детьми с особыми образовательными потребностями»: Учебный модуль

Учебный модуль адресован слушателям курсов повышения квалификации «Особенности работы педагога дополнительного образования с детьми с особыми образовательными потребностями»

Шилак Т.Б. Формирование здорового образа жизни у воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учебный модуль

Учебный модуль адресован слушателям курсов повышения квалификации «Формирование здорового образа жизни у воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений»

2010

Организация обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных образовательных планов развития / Методическое пособие для педагогов интегрированных школ / Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

В методическом пособии «Организация обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных образовательных планов развития» представлен алгоритм проектирования Комплексного индивидуального плана развития школьника, обозначены трудности, с которыми сталкиваются педагоги входе его реализации и организации взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая родителей и педагогов дополнительного образования.

Пособие адресовано учителям и специалистам массовых школ, осуществляющих интегрированное обучение детей с ОВЗ.

Учебно-методические материалы по математике для школьников третьего класса с тяжелыми интеллектуальными нарушениями/ Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

В пособии «Учебно-методические материалы по математике для школьников третьего класса с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» раскрывается содержание программы по формированию и расширению элементарных математических представлений, описаны методы и формы работы на уроках математики, а так же набор примерных заданий с приложением наглядных пособий, дидактического материала по отдельным темам курса.

Пособие адресовано учителям, обучающим детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями в специальных классах С(К)ОУ или индивидуально.

Специфика работы учителя массовой школы с умственно отсталыми школьниками / Методические рекомендации для учителей интегрированных школ / Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

Методические рекомендации адресованы учителям общеобразовательных школ, в которых обучаются дети с умственной отсталостью в классе или индивидуально.

Учебный модуль «Обучение и развитие детей с множественными нарушениями» / Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

Учебный модуль адресован педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые проходят курсы повышения квалификации по теме «Организация, содержание и методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы с учащимися с множественными нарушениями»

Формирование социально-значимых навыков у детей с тяжелыми интеллектуальными отклонениями в развитии / Справочное пособие для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений / Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

В справочном пособии «Формирование социально-значимых навыков у детей с тяжелыми интеллектуальными отклонениями в развитии» уточнен список основных социально значимых навыков детей этой группы школьного возраста с учетом типичных показателей их общего развития, описано организационно-методическое обеспечение формирования социально значимых навыков, представлены примерные программы формирования некоторых навыков.

Пособие адресовано педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Методы, формы и средства организации воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / Учебный модуль для заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений, интегрировано обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Составитель Шилак Т.Б., заведующий отделом общего образования ЦСО.

Учебный модуль разработан в помощь слушателям курсов повышения квалификации «Организационно-педагогическая деятельность заместителя директора по воспитательной работе интегрированной школы»

Коррекционно-развивающая работа по формированию социально-значимых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми интеллектуальными нарушениями / Составитель – Гарькина А. И.

В данном методическом пособии раскрыта работа по формированию социально-значимых навыков у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Поможет при составлении индивидуальных программ.

Данное пособие рекомендовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Методическое пособие «Реабилитация детей, перенесших кохлеарную имплантацию в долингвальный период» / Составитель: Антонова Е.А., сурдопедагог, заведующая лабораторией специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Центра специального образования Самарской области.

В пособие описана сущность проведения кохлеарной имплантации, представлены основные этапы и характеристики проведения данного метода реабилитации глухих детей и взрослых. Освещены особенности слухоречевой педагогической реабилитации долингвальных детей раннего и дошкольного возраста. Описано значение участия родителей в реабилитационных мероприятиях.

Адресовано дефектологам, логопедам, педагогам и родителям, работающим с детьми раннего и дошкольного возраста, перенесшими кохлеарную имплантацию.

2009

Формирование графомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта: учебно-методические материалы в помощь учителю / Сост. Мартынова И.И., методист отдела общего образования.

Методические материалы составлены в помощь учителям, осуществляющим коррекционную работу по развитию графомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.

Использование педагогических технологий в коррекционно-развивающем образовательном процессе. Модуль / Составитель Шилак Т.Б., заведующий отделом общего образования ЦСО.

Методическое пособие адресовано учителям массовых школ, интегрировано обучающим  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование коммуникативных умений у воспитанников  младших классов СКОУ  VIII вида /Методические рекомендации для педагогов СКОУ VIII вида / Составитель Шилак Т.Б., заведующий отделом общего образования ЦСО

Методические рекомендации адресованы педагогам СКОУ VIII вида и могут быть использованы в ходе учебных занятий по развитию речи и коммуникативных умений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

«Групповая работа с детьми 2-4 лет с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи». Модуль / Сост. Гарькина А. И.

В данном модуле рассматривается одно из направлений работы в Службе ранней помощи, групповая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья 2-4 лет. Изложенный материал поможет специалистам Служб ранней помощи в организации и проведении групповых занятий.

Данное пособие рекомендовано специалистам Служб ранней помощи.

Технологии психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями / Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

Методическое пособие адресовано учителям младших классов, педагогам-психологам, социальным педагогам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение школьников с особыми образовательными потребностями

Учебно-методическое пособие «Организация учебно-воспитательного процесса в интегрированной группе ДОУ» / Сост.: Анисимова Л.П., Воронина М.И., Митрофанова С.А., Антонова Е.А.

Пособие познакомит Вас с нормативно- правовыми документами, информационно- методическими письмами, поможет глубже понять особенности развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, причины, виды и степень выраженности общего недоразвития речи у дошкольников, особенности психо–социального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, причины возникновения общего недоразвития речи, грамотно провести комплексную дифференцированную диагностику, осмысленно выбрать и успешно реализовать адекватную, наиболее эффективную коррекционно-развивающую методику, используя традиционные и нетрадиционные методы.

Данное методическое пособие является хорошим подспорьем в работе практикующего учителя-логопеда. Охарактеризованы основные проявления общего недоразвития детей дошкольного возраста, диагностика сходных состояний. Изложены основные принципы интеграционного обучения детей. В нём содержится вся необходимая документация для открытия и работы в группе комбинированной направленности. Пособие иллюстрировано готовым перспективным планированием, учебными планами, сеткой занятий.

В методическом пособии предложены материалы практикующих учителей-логопедов городского округа Новокуйбышевск МДОУ №38 Ворониной М.И, МДОУ № 19 Митрофановой С.А

Адресовано руководителям дошкольных образовательных учреждений, учителям- логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям, имеющим детей с общим недоразвитием речи

Технология коррекционно-развивающей работы на индивидуальных занятиях с ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии. Справочное пособие для учителей СКОУ / Сост. Мартынова И.И., методист отдела общего образования

В пособии содержится справочный материал, который могут использовать учителя специальной (коррекционной) школы при  составлении индивидуальной программы развития детей с тяжелыми интеллектуальными и множественными нарушениями.

«Формирование социально значимых навыков у детей с тяжелыми интеллектуальными отклонениями». Методическое пособие для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений / Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

Методическое пособие адресовано педагогам, которые работают с детьми, имеющими тяжелые интеллектуальные и сочетанные нарушения развития, может быть использовано в ходе курсовой подготовки системы повышения квалификации и в практической деятельности специалистов.

Сборник авторских и адаптированных программ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в 2 частях. / Под общей редакцией Антоновой Е.А.

В сборник включены авторские, адаптированные программы, разработанные специалистами дошкольных образовательных учреждений Самарской области. Данные программы предназначены для воспитания и развития детей с речевыми, ментальными нарушениями, нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата.

Данный сборник предназначен воспитателям, специалистам дошкольных образовательных учреждений, обучающих и воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

2008

Учебно-методические материалы по использованию игр и игровых элементов для формирования памяти младших школьников с ЗПР /Составитель Шилак Т.Б., заведующий отделом общего образования ЦСО

В данном пособии рассматриваются теоретические аспекты изучения памяти младших школьников. Представлены игры и игровые технологии, которые используются для формирования памяти младших школьников с задержкой психического развития.

Организация и планирование воспитательной работы в 5-9 интегрированных классах массовой школы Методическое пособие. / Cоставитель Т.Б. Шилак, заведующий отделом общего образования ЦСО.

Методическое пособие адресовано педагогам общеобразовательных учреждений, призванных обеспечить в массовой школе коррекционно-развивающую среду, направленную на развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Учебно-методические материалы по математике для школьников первого класса с тяжелыми интеллектуальными нарушениями / Составитель Белова И.И., методист отдела общего образования

В данном пособии представлены адаптированные учебно-методические материалы к урокам математики, с приложением наглядных пособий, дидактического материала, раскрываются особенности работы с детьми с тяжелыми нарушениями, представлены методы и формы работы на уроках математики. В данном пособии освещаются вопросы формирования и уточнения представлений о цвете, форме, величине, пространственных и временных, дочисловых и количественных представлений.

Учебно-методические материалы по математике для школьников второго класса с тяжелыми интеллектуальными нарушениями / Составитель Белова И.И. методист отдела общего образования

В данном пособии «Учебно-методические материалы по математике для школьников первого класса, с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» представлены адаптированные учебно-методические материалы к урокам математики, с приложением наглядных пособий, дидактического материала, раскрываются особенности работы с детьми с тяжелыми нарушениями, представлены методы и формы работы на уроках математики. В данном пособии освещаются вопросы формирования и уточнения представлений о цвете, форме, величине, пространственных и временных, дочисловых и количественных представлений.

«Развивающие игры и упражнения по математике для учащихся 6 класса с ЗПР»: Учебное пособие для учителей математики / Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

В данном пособии представлен практический материал для учителей математики, работающих с учениками 6 класса, которые имеют особые образовательные потребности. Дополнительные, в том числе развивающие, упражнения сгруппированы по темам в соответствии с программным материалом.

Формирование социальной компетентности воспитанников СКОУ VII и VIII видов: Методические рекомендации / Cоставитель Т.Б. Шилак, заведующий отделом общего образования ЦСО.

В данном пособии представлены технологии по формированию социальной компетентности воспитанников СКОУ VII и VIII видов, которые помогут им сформировать адекватную самооценку, положительную оценку своего места в обществе; приобрести необходимые навыки уверенного поведения в социуме.

Учет особенностей познавательной сферы учащихся 5-9 классов с ЗПР при обучении в массовой школе: Учебный модуль / Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

Материалы, представленные в данном пособии, помогут учителям массовой школы правильно организовать образовательный процесс в интегрированном классе с учетом особенностей познавательной сферы детей с ЗПР.

«Организация педагогического и коррекционного сопровождения ребенка с задержкой психического развития, обучающегося в интегрированной школе»: Модуль / Составитель Белова И.И. методист отдела общего образования

В данном модуле раскрывается основное содержание коррекционно-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в условиях образовательного учреждения, психофизиологические особенности детей, организация и направления коррекционной работы с детьми, показано значение совместной работы участников образовательного процесса, даются рекомендации обучения ребенка с данным нарушением, представляется логика составления комплексного индивидуального образовательного плана.

2007

Комплексный подход к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Составитель: Белова Л.И., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области

В пособии рассматриваются рекомендации по выявлению симптомов тревожности, гиперактивности, агрессивности у детей дошкольного возраста.

Методическое пособие поможет специалистам ДОУ, родителям научиться понимать «особых» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия.

Предлагаемые методы, способы работы, игры и упражнения помогут специалистам правильно организовать коррекционную и развивающую работу с детьми. Главная идея пособия – показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей.

Адресовано воспитателям детских садов, педагогам, практических психологам, оказывающим помощь «особым» детям.

Работа воспитателя с детьми, имеющими задержку психического развития: Методические рекомендации / составитель: Шмыкова И.В., лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области

Вниманию читателей предлагаются некоторые аспекты оказания помощи детям, имеющим задержку психического развития (ЗПР). Рассматриваются основные особенности детей с ЗПР. В помощь воспитателям предложен диагностический инструментарий для обследования таких детей в условиях детского сада, перспективное планирование работы на примере развития игровой деятельности и работа воспитателя с семьей.

Работа с родителями детей, имеющих задержку речевого развития. Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях: Методические рекомендации / составитель: Шмыкова И.В., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области

Вниманию читателей предлагаются некоторые аспекты работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, рассматриваются основные закономерности становления речи. Предложенные в пособии методы и приёмы стимулирования речевого развития, а также игры и игровые упражнения, которые могут быть использованы при обучении и развитии детей раннего возраста.

Развиваем моторику – развиваем речь: Сборник игр и упражнений / составитель: Шмыкова И.В., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области

Вниманию читателей предлагаются некоторые игры и упражнения, предназначенные для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные аспекты работы в этом направлении: массаж пальцев рук, пальчиковые игры и упражнения, игры с водой, с мелкими предметами, конструирование, рисование и др. Игры и задания сопровождаются иллюстративным материалом и рекомендациями по их проведению. Адресовано педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений и родителям.

Дидактические материалы по русскому языку для школьников первого класса с ментальными нарушениями, обучающихся интегрировано /Составитель — Белова И.И. методист отдела общего образования

Игровые дидактические упражнения, представленные в данном пособии, способствуют формированию интереса к учебной деятельности, повышают мотивацию выполнения задания, активизируют мыслительную деятельность, предупреждают утомление детей, улучшают работоспособность, дают возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Использование игр и игровых элементов для формирования зрительного восприятия младших школьников с задержкой психического развития: Учебно-методические материалы / Составитель – Белова И.И., методист отдела общего образования.

В пособии рассматриваются теоретические аспекты изучения зрительного восприятия младших школьников и игровые технологии, которые используются в процессе формирования зрительного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития.

Работа с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии: Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений /Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

Методические рекомендации «Работа с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии» помогут педагогам образовательных учреждений понять особенности этих семей, своеобразие внутрисемейных отношении и их влияние на формирование личности ребёнка. Педагоги, работающие с семьями школьников, узнают современные принципы адекватного воспитания. Материалы, предложенные в приложении, помогут не только провести диагностику внутрисемейных отношений, но и решить выявленные проблемы с помощью эффективных методик.

Сборник развивающих упражнений и игр по математике для детей с особыми образовательными потребностями 5 класс / Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

В данном пособии представлен практический материал для учителей математики, работающих с учениками 5 класса, которые имеют особые образовательные потребности. Дополнительные, в том числе развивающие, упражнения сгруппированы по темам в соответствии с программным материалом.

Ребёнок школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении: Сборник материалов в вопросах и ответах / Составитель Брыткова Е.В., методист отдела общего образования

Предлагаемый вниманию сборник «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении» содержит материал, изложенный в форме вопросов и ответов, который позволит учителю, работающему в интегрированном классе, повысить свою профессиональную компетентность в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Практические рекомендации, представленные в каждом из разделов сборника и материалы приложений помогут педагогам грамотно организовать учебно-воспитательный процесс, оказать адресную педагогическую поддержку ребенку с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его образовательными потребностями, дать рекомендации его родителям.

Сборник упражнений по развитию мелкой моторики у первоклассников с задержкой психического развития / Составитель – Белова И.И., методист отдела общего образования

В данном пособии рассматриваются современные представления о мелкой моторике, особенности овладения процессом письма у детей с задержкой психического развития, представлены упражнения для развития мелкой моторики.

Учебно-методические материалы для занятий с учащимися первого класса, имеющими множественные нарушения / Составитель – Белова И.И. методист отдела общего образования

В данном пособии дается современное представление понятия «множественные нарушения» и раскрываются особенности работы с детьми с тяжелыми нарушениями, представлены адаптированные учебно-методические материалы к урокам: счет, чтение, письмо с учетом психофизических возможностей детей с тяжелыми нарушениями, игры и упражнения, способствующие установлению контакта с детьми на начальном этапе обучения, наглядные пособия, помогающие ребенку адаптироваться к школе.

2006

Методические рекомендации по оказанию специальной помощи детям раннего (0-3 года) возраста с ментальными нарушениями. Рекомендации по организации работы и составлению индивидуальных программ /составители: С.Н.Сазонова (Часть I, Введение, Раздел 1, 2, 3, Приложения); Е.Б. Баранова (Часть I, Раздел 2 п.2.5., Раздел 3  Приложения); Е.В. Пинюгина, О.Н.Киселева (Часть I, Раздел 2, Приложения); И.В .Шмыкова (Часть II, Пояснительная записка, Раздел 1,2,3, Приложения); Т.А. Удачина (Часть II, Приложения), 2006 г. – 370 с.

Часть I: Программно-методическое обеспечение  различных форм  специальной помощи ребенку раннего (0-3года) возраста с задержкой психического развития

Часть II: Программно-методическое обеспечение различных форм  специальной помощи ребенку раннего (0-3года) возраста с нарушением интеллекта

В пособии представлены некоторые аспекты, касающиеся оказания специальной помощи детям раннего (0-3 года) возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях: службы ранней помощи, группы ранней помощи, консультационного пункта. Представлен опыт организации деятельности Службы ранней помощи, групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения. Даны некоторые рекомендации по организации работы и составлению индивидуальных программ.

Большую практическую значимость представляют материалы для системного обследования нервно-психического развития детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, рекомендации к составлению и реализации индивидуальных программ сопровождения детей, а также программно-методическое обеспечение деятельности группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста с ментальными нарушениями развития.

Пособие может быть полезно для руководителей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, работающих с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии.

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии на игровых занятиях: Методические рекомендации /составитель: Удачина Т.А., методист лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2006 – 41 с.

В пособии представлены основные характеристики познавательной сферы детей  дошкольного возраста, предложены игры для развития восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи детей дошкольного возраста.

В пособии использован опыт работы специалистов Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области.

Пособие предназначено для воспитателей ДОУ.

Использование элементов игротренинга в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы социально-психологической адаптации.Методические  рекомендации / Составитель Белова Л.И. психолог Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области,2006

Методическое пособие поможет специалистам ДОУ, родителям научиться понимать «особых» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия. В пособии рассматриваются конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности у детей дошкольного возраста.

Предлагаемые методы, способы работы, игры и упражнения помогут специалистам правильно организовать коррекционную и развивающую работу с детьми.

Данное пособие предназначено для воспитателей детских садов, педагогов, практических психологов, оказывающих помощь «особым» детям.

Использование музыкальных элементов на занятиях с детьми раннего возраста, имеющими нарушение речевого развития: Методические рекомендации / Составитель: Невмержицкая С.Г., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2006

Пособие раскрывает некоторые аспекты, касающиеся использования музыкальных элементов на занятиях с детьми раннего возраста, имеющими нарушение речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Пособие адресовано педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми раннего возраста. Рекомендовано к изданию Советом Центра специального образования Самарской области.

Работа воспитателя с детьми с детским аутизмом. Методические рекомендации / Составитель Сынкова Н.А., методист Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования самарской области, 2006.

В пособии освещены особенности и трудности психического развития детей, описываются игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком. Практические советы, обращенные к педагогам, объясняют, как оптимально организовать его режим дня, создать необходимые условия для пребывания ребенка в детском саду, а также организации игр и занятий.

Настоящее методическое пособие специально разработано для педагогов, работающих с детьми с аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Использование элементов игротренинга в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы социально-психологической адаптации.Методические  рекомендации. / Составитель Белова Л.И. психолог Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2006

Методическое пособие поможет специалистам ДОУ, родителям научиться понимать «особых» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия. В пособии рассматриваются конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности у детей дошкольного возраста.

Предлагаемые методы, способы работы, игры и упражнения помогут специалистам правильно организовать коррекционную и развивающую работу с детьми.

Данное пособие предназначено для воспитателей детских садов, педагогов, практических психологов, оказывающих помощь «особым» детям.

Занятия по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии: Методические рекомендации / Составитель: Шмыкова И.В., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2006

Пособие раскрывает некоторые аспекты, касающиеся сенсорного развития и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии. Предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы родителями и педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Пособие адресовано педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений и родителям.

Методические рекомендации «Родительская компетентность как фактор психического здоровья ребенка раннего возраста. /составители: Панарина Л.Ю., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области; Ержина Е.С., ИКП СГПУ, 2006 г.

В пособии рассмотрены некоторые аспекты, касающиеся формирования компетентного отношения родителей, в основном, матери, к ребенку. Описаны паттерны поведения, способствующие становлению адекватных реакций у младенцев и детей раннего возраста. Предложены несколько приемов коррекционной работы с матерями по формированию компетентного отношения к детям раннего возраста.

Пособие адресовано руководителям, педагогам, специалистам, работающим с детьми раннего возраста.

Пути преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний (тревожности и агрессивности) у детей дошкольного возраста с особыми  нуждами. Методические рекомендации / Составитель: Удачина Т.А., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2006

В пособии представлены основные характеристики эмоциональной сферы детей раннего и дошкольного возраста. Описаны основные проявления тревожности и агрессивности, как неблагоприятного эмоционального состояния. В пособии рассмотрены основные аспекты психолого-педагогической работы с этой категорией детей. В пособии использован опыт работы специалистов Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области

Пособие предназначено для воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Методические рекомендации по организации летнего интегрированного лагеря как формы социализации детей с особыми нуждами. / Составитель: Брыткова Е.В., отдел общего образования Центра специального образования Самарской области

В методических рекомендациях даются практические советы по организации работы интегрированного летнего лагеря: как организовать работу с детьми с нарушениями в развитии и их родителями. Даются готовые разработки мероприятий летнего интегрированного лагеря.

Пособие предназначено для заместителей директоров по воспитательной работе, начальников пришкольных лагерей.

Справочник для молодежи с ограниченными возможностями здоровья, поступающей в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. /составитель: отдел общего образования Центра специального образования Самарской области

В справочнике вы найдете нормативно-правовую базу профессионального образования молодежи с нарушениями в развитии, список учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и специальностей для молодежи с нарушениями в развитии.

Методические рекомендации по разработке и адаптации программ  дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. / Составитель: отдел общего образования Центра специального образования Самарской области

В рекомендациях даются практические советы для разработки программ дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями. Уделяется внимание разработке учебно-тематического плана и проведения коррекционно-развивающих занятий.

Методическое пособие по подготовке волонтеров для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Методические рекомендации. / Составитель: отдел общего образования Центра специального образования Самарской области

В методических рекомендациях освещены вопросы развития добровольческого движения, добровольческой деятельности в образовательном учреждении, функциональных обязанностях координатора деятельности добровольцев, о методах привлечения и отбора добровольцев, о правовых взаимоотношениях образовательного учреждения и добровольца, об особенностях работы добровольцев с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Методическое пособие «Формирование адекватной самооценки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Методические рекомендации. / Составитель: отдел общего образования Центра специального образования Самарской области

В пособии дается теоретический анализ проблемы формирования самооценки у детей, приведены приемы изучение способности к формированию адекватной самооценки у воспитанников детских домов и школ-интернатов. Уделено внимание коррекционной работе по формированию адекватной самооценки у воспитанников  детских домов и школ-интернатов. Приведены примеры приемов формирования адекватной самооценки.

Методическое пособие «Оказание психолого-педагогической помощи детям-сиротам» Методические рекомендации. / Составитель: отдел общего образования Центра специального образования Самарской области

В пособии рассмотрены вопросы оказания психолого-педагогической помощи детям-сиротам: организация среды общения как средство оказания психолого-педагогической помощи; содействие в интеллектуальном развитии детей – сирот как средство оказания психолого-педагогической помощи. В качестве практической помощи предложены воспитательные программы как средство оказания психолого-педагогической помощи детей-сирот.

2005

Оказание психолого-педагогической помощи детям второго года жизни с задержкой психоречевого развития / Составитель Матвеева Н.Н., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2005. – 61 с.

В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы с ребенком второго года жизни, имеющем задержку психоречевого развития. Рассматриваются все этапы оказания психолого-педагогической помощи: от диагностического обследования, составления индивидуальной коррекционной программы до реализации этой программы в процессе коррекционно-развивающей работы.

Методические рекомендации содержат диагностические методики отечественных авторов, наиболее точно дающих оценку развитию ребенка, рекомендации по составлению индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста, коррекционно-развивающей работе с ребенком второго года жизни.

Пособие предназначено для специалистов, работающих с детьми раннего возраста: дефектологам, психологам, логопедам, воспитателям групп ранней помощи.

В пособии использованы материалы лекций Ю.А.Разенковой, опыт работы специалистов Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области.

Методические рекомендации для воспитателей игровых групп для детей с отклонениями в развитии / Составитель Шмыкова И.В., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2005 г. – 48 с.

В пособии представлены некоторые аспекты, касающиеся деятельности воспитателей игровых групп для детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения, описаны общие положения организации предметно-развивающей среды этих групп, специфики деятельности педагога. Даны  некоторые рекомендации по организации работы с родителями «особых» детей.

Адресовано руководителям, педагогам, специалистам ДОУ, в которых воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии.

Методические рекомендации для воспитателей групп кратковременного пребывания детей раннего возраста с отклонениями в развитии /составители: Панарина Л.Ю., старший научный сотрудник Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области; Овсянникова Е.Н., V курс ИКП СГПУ, 2005. – 41 с.

В данных методических рекомендациях освещены вопросы: оценки возможностей функционирования групп кратковременного пребывания детей в конкретных финансово-экономических и социокультурных условиях (организационное, экономическое, кадровое, программно-методическое обеспечение); моделей групп кратковременного пребывания детей с особенностями в развитии; подготовки детей 1,5 – 3 лет к посещению детского учреждения или систематических занятий в коррекционной консультативной группе; установления контакта взрослого с ребенком раннего возраста в адаптационном периоде; организации общения родителей с проблемными малышами в домашних условиях.

Адресовано руководителям, педагогам, специалистам ДОУ, в которых воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии, родителям.

Методические рекомендации по организации деятельности групп ранней помощи / Составитель Шмыкова И.В., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2005 г.–45 с.

В пособии представлены некоторые аспекты, касающиеся оказания специальной помощи детям раннего (0-3 года) возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп ранней помощи. Даны  рекомендации по организации работы и составлению индивидуальных программ.

Адресовано руководителям, педагогам, специалистам, работающим с детьми раннего (0-3 года) возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Работа с родителями детей раннего возраста с отклонениями в развитии: Методические рекомендации / Составитель Белова Л.И., психолог Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2005. – 44 с.

Пособие раскрывает некоторые аспекты семейного воспитания ребенка младенческого и раннего возраста, взаимодействия ребенка и близких взрослых, принятии ребенка членами семьи. В пособии использованы материалы Разенковой Ю.А., Баенской Е.Р., Выродовой И.А., др. авторов. Рассмотрены варианты различного отношения взрослого к ребенку, даны советы родителям.

Пособие адресовано психологам, другим специалистам служб ранней помощи, работающих с детьми младенческого и раннего возраста, имеющими отклонения в развитии, и их семьями.

Система специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Методические рекомендации / Составитель Антонова З.П., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2005. – 32 с.

Пособие может быть полезно для руководителей и специалистов системы ранней помощи, работающих в новой структуре  системы специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста.

Модель организации деятельности игровой группы для детей с отклонениями в развитии / Составитель Шмыкова И.В., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2005 г. – 25 с.

В пособии представлены некоторые аспекты, касающиеся игровых групп для детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения, описаны общие положения организации, цели и задачи создания данных групп. Даны  некоторые рекомендации по организации коррекционно-педагогического процесса.

Адресовано руководителям, педагогам, специалистам ДОУ, в которых воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии.

2004

Организация и содержание обучения ребенка с отклонениями в развитии, интегрированного в дошкольное образовательное учреждение. Методические рекомендации /автор-составитель Матвеева Н.Н., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2004 г. – 70 с.

В пособии представлены различные аспекты интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении в условиях интегрированной группы. Приводится нормативная документация, регламентирующая деятельность интегрированной группы. Особое внимание уделяется интегрированному воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития.

Адресовано руководителям, специалистам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида, в которых дети с нарушениями в развитии  воспитываются и обучаются в интегрированных формах.

Составление индивидуальной программы развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации /составитель Матвеева Н.Н., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2004 г. – 29 с.

В методическом пособии представлены некоторые аспекты, касающиеся воспитания, обучения и развития детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения, описан один из вариантов деятельности Службы сопровождения ДОУ и организации деятельности ПМПк ДОУ. Даны рекомендации по составлению индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка с отклонениями в развитии.

Методические рекомендации адресованы руководителям, педагогам, специалистам ДОУ, в которых воспитываются и обучаются дети с отклонениями в развитии.

Использование компьютерных технологий в процессе диагностической и коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении.Методические рекомендации /составитель Матвеева Н.Н., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2004 г. – 76 с.

Методическое пособие раскрывает некоторые проблемы использования информационных технологий в диагностико-коррекционной работе с ребенком дошкольного возраста, имеющим какие-либо отклонения в развитии. Пособие направлено на то, чтобы показать специалистам и педагогам дошкольных образовательных учреждений какие возможности дает использование информационных технологий в педагогическом коррекционно-развивающем процессе, дана общая характеристика коррекционно-развивающим образовательным компьютерным программам, приведена их возможная классификация. Приведены санитарно-гигиенические требования к использованию компьютеров в дошкольных учреждениях.

Пособие адресовано специалистам, педагогам, методистам дошкольных образовательных учреждений.

Использование компьютерных технологий в процессе диагностической и коррекционной работы с ребенком раннего возраста и его семьей. Методические рекомендации /составитель Матвеева Н.Н., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2004 г. – 76 с.

Методическое пособие раскрывает некоторые проблемы использования информационных технологий в диагностико-коррекционной работе с ребенком раннего возраста и его семьей. Приведены примеры диагностических и коррекционных компьютерных программ. Пособие направлено на то, чтобы показать специалистам и педагогам, работающим в системе ранней специальной помощи ребенку и семье, какие возможности дает использование информационных технологий в педагогическом коррекционно-развивающем процессе.

Пособие адресовано специалистам, педагогам, работающим с детьми младенческого и раннего возраста.

Программа дошкольного образования интегрированного развивающего обучения детей /составители Н.Н. Матвеева (руководитель): введение, пояснительная записка, Организационно-педагогические аспекты интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении, Рекомендации по составлению индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника; С.Н. Сазонова, к.п.н., Программа интегрированного воспитания и обучения детей с  нарушением слуха; Л.П. Анисимова, к.п.н., Программа интегрированного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения; И.А. Воронкова, Н.Н. Матвеева, Программа интегрированного воспитания и обучения с задержкой психического развития, 2004 г. – 499 с.

Использование специального реабилитационного оборудования в процессе диагностической и коррекционной работы с ребенком младенческого и раннего возраста и его семьей. Методические рекомендации /Панарина Л.Ю., к. псих. н., старший научный сотрудник Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2004. – 37 с.

В методическом пособии представлены некоторые виды диагностического и коррекционно-развивающего оборудования, цели, задачи и возможности его использования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Пособие адресовано специалистам, педагогам, работающим с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида, в которых дети с нарушениями в развитии воспитываются в условиях интегрированной или специальной группы.

Игротека. Технология коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста. Методические рекомендации /автор-составитель Белова Л.И., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2004 г. – 110 с.

В пособии рассматривается одна из технологий к развитию и обучению ребенка-дошкольника. «Игротека» – сборник игр, упражнений, заданий, направленных на комплексное развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Предлагаемые в пособии игры, предназначены для решения задач развития и коррекции интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер личности дошкольника, для формирования познавательных интересов, навыков самопознания и саморегуляции, социально-адаптивного поведения.

Данное пособие предназначено для воспитателей детских садов, дефектологов, психологов, логопедов, родителей, гувернеров.

Организация деятельности службы ранней помощи в структуре дошкольного образовательного учреждения. Из опыта работы. /авторы С.Н. Сазонова (Введение, Глава 1, 2, Приложения), С.Н.Сазонова, Пинюгина Е.В., Киселева О.Н. (Глава 2, Приложения), Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Центр коррекции речи», г. Новокуйбышевск, 2004.- 60 с.

В пособии представлен опыт организации деятельности Службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Большую практическую значимость представляют материалы для системного обследования нервно-психического развития детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, а также некоторые документы, обеспечивающие организацию Службы ранней диагностики и межведомственного сотрудничества в рамках ее работы.

Пособие может быть полезно для руководителей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, работающих в новой структуре – Службе ранней помощи.