ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 1 сентября 2022 года вступают в силу новые ФГОС начального и основного общего образования. На уровне начального общего образования они будут реализовываться параллельно с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. А на уровне основного общего образования введения специального образовательного стандарта не предполагается. Таким образом выпускники начальной школы, имеющие особые образовательные потребности (ОВЗ), в случае цензового образования переходят на ФГОС ООО. Обучающиеся, в структуре нарушений которых установлена умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), в 5 классе переходят на ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Новый ФГОС ООО учитывает образовательные потребности обучающихся с ОВЗ в части планируемых результатов освоения программ учебных предметов и коррекционных курсов, в содержании коррекционной и воспитательной программ, в кадровом обеспечении инклюзивного образования. Однако категория «дети с ОВЗ» достаточно полиморфна, поскольку включает обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра. Для обучающихся каждой из перечисленных групп характерны определенные психофизические особенности, которые влияют на темп и объем освоения образовательной программы.
Влияние особенностей психофизического развития на освоение содержания учебных предметов и образовательной программы в целом учитывается в адаптированных основных общеобразовательных программах основного общего образования, проекты которых разработаны коллективом Института коррекционной педагоги РАО. Каждая из 8 программ, представленных на сайте ИКП РАО (вкладка ФРЦ ОВЗ) ориентирована на особые образовательные потребности представителей определенной нозологической группы, на отдельный (специальный) класс с однородным контингентом.
Одновременно с этим в обычных 5-9 классах массовых школ обучается достаточное число детей, которым ПМПК рекомендовано освоение АООП для обучающихся с определенными нарушениями. Следовательно, учителям-предметникам необходимо дорабатывать рабочие программы учебных предметов в части планируемых результатов, содержания и видов деятельности, учитывая соответствующие положения АООП, рекомендованной каждому обучающему с ОВЗ.
Конструктор адаптированных рабочих программ учебных предметов адресован учителям-предметникам, работающим в классах, где наряду с нормотипичными детьми обучаются дети с ОВЗ (инклюзивные классы). В Конструкторе представлены распределенные по классам планируемые результаты и содержание предмета. При составлении адаптированной рабочей программы учитель-предметник выполняет следующие действия:
- Сопоставляет планируемые результаты рабочей программы для класса с планируемыми результатами АООП, рекомендованной каждому ребенку с ОВЗ из контингента класса, и вносит соответствующие дополнения в раздел «Планируемые результаты».
- Сопоставляет содержание учебного предмета для класса с соответствующим разделом каждой из АООП, рекомендованных обучающимся с ОВЗ и вносит комментарии по освоению каждой темы (например, «изучает обзорно», «изучает на базовом уровне» и т.д.)
- Составляет КТП с учетом дифференцированных планируемых результатов и содержания. Отражает учебную деятельность обучающихся с ОВЗ, исходя из принципов личностно-ориентированного подхода.
- Подбирает и/или составляет КИМы для промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, исходя из планируемых результатов, содержания и видов деятельности, предложенных в рекомендованной АООП.
ВАЖНО! При составлении адаптированных рабочих программ учебных предметов необходимо учитывать, что ребенок, получая цензовое образование, обязан пройти государственную итоговую аттестацию.
Конструктор_таблица_Русский язык
Конструктор_таблица_Математика
Конструктор адаптированных программ ЗПР
Проекты примерных адаптированных основных образовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ размещены на сайте ИКП РАО и доступны по ссылке https://ikp-rao.ru/frc-ovz/