Службы ранней помощи ребенку и семье

Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи

Постановление Правительства Самарской области 614 от 02.08.2022 

Распоряжение Правительства РФ №3711-р от 18.12.2021 Концепция развития системы копмлексной реабилитации и абилитации

Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2016г. № 2723-р План мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 г.

Распоряжение Правительства СО от 26.06.2018г. № 507-р Об утверждении Концепции развития системы ранней помощи в Самарской области на период до 2020г.

Для оказания помощи детям раннего и дошкольного возраста и их семьям в России создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям. В Самарской области система ранней специальной помощи начала свое формирование в 2002 году. В настоящий момент она состоит из службы ранней помощи, которая находится в Центре специального образования Самарской области, и территориальных служб.

Региональная система ранней специальной помощи ребенку и семье позволяет:

1) охватить специальной помощью максимальное число детей социальной и биологической групп риска;

2) ребенку и семье получать специальную помощь по месту жительства семьи;

3) оказывать комплексную помощь родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, имеющего отклонения;

4)максимально реализовать возможности социальной адаптации ребенка и подготовки его к посещению ДОУ, в том числе для тех детей, которые раннее оставались в семье или направлялись в интернатные учреждения. 

Служба ранней помощи (СРП) ГБУ ДПО СО «Центр специального образования

Стать родителем — дело очень ответственное. Может быть Вы — опытный родитель и вопросов, касающихся воспитания и развития ребенка у вас немного, а может быть, Вы впервые стали мамой или папой и только начинаете привыкать к новой роли. В любом случае, тревога и сомнения часто посещают родителей, когда речь идет о здоровье и воспитании ребенка.

Специалисты Службы оказывают помощь семьям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста:

 родившихся раньше срока или перенёсших родовую травму;

 с врожденными (генетическими) нарушениями развития;

 с задержками двигательного развития;

 с задержками речевого развития;

 с нарушением познавательного развития;

 с нарушением эмоционально-личностных и поведенческих проявлений;

 с расстройствами аутистического спектра.

В службе созданы условия для проведения индивидуально-групповых занятий: кабинеты специалистов, спортивный зал, сенсорная комната, кабинет для проведения диагностических процедур, игровая комната.

Кабинеты специалистов и игровые комнаты оснащены дидактическими и диагностическими материалами, игровыми и обучающими пособиями, материалами М.Монтессори, Ф. Фребеля и др. для детей раннего и дошкольного возраста, предметно-пространственная и развивающая среда соответствует особенностям развития детей с ОВЗ.

 

 

Программа оказания специальной психолого-педагогической помощи ребенку и его семье включает в себя:

Индивидуальную оценку развития ребенка;

Составление индивидуальной программы ранней помощи ребенку и его семье;

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;

Индивидуальное и групповое консультирование родителей.

Индивидуальные занятия

Индивидуальная работа с ребенком и семьей опирается на результаты психолого-педагогического обследования и строится на основе индивидуальной программы ранней помощи. Работа ведется по основным линиям развития ребенка: социальное, физическое, познавательное развитие. Режим занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его взаимодействия с окружающими его взрослыми.

 

 

Групповые занятия

Групповые занятия создают необходимое пространство для получения первого опыта взаимодействия с другими детьми и взрослыми, для подготовки ребенка к детскому саду. Программы групповых занятий разрабатываются для детей от 1 года с учетом их психических и физиологических возможностей. Занятия проводятся в игровой форме, при активном участии родителей. Особое внимание уделяется развитию познавательных способностей, речи, эмоционально — волевой сферы, мелкой моторики, ловкости и точности движения.

 

 

Консультации, индивидуальные и групповые занятия проводят квалифицированные специалисты: дефектолог; психолог; логопед; сурдопедагог.

Программно-методическое обеспечение сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Получить дополнительную информацию и записаться на консультацию можно по телефону 8(846)312-11-37

Приказ о создании психолого-педагогического консилиума 

Информация о Службах (кабинетах) ранней помощи в системе образования Самарской области на 01.08.2023 года

Перечень организаций, оказывающих услуги ранней помощи детям и их семьям в Самарской области