Региональный ресурсный центр Самарской области по организации комплексного сопровождения детей с РАС (РРЦ РАС СО)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНКЛЮЗИВНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ #ЛюдиКакЛюди 2024

В период с 31 марта по 06 апреля 2024 года состоится VIII Всероссийский инклюзивный фестиваль #ЛюдиКакЛюди, который проводится в рамках Всероссийской недели распространения информации об аутизме в очном и онлайн форматах.

Региональной площадкой от Самарской области выступает ГБУ ДПО СО «Центр специального образования», Региональный ресурсный центр Самарской области по организации комплексного сопровождения детей с РАС.

Фестиваль дает возможность сотням государственных и общественных организаций, оказывающим помощь детям и взрослым с аутизмом, информировать общество об аутизме, о том, как живут люди с таким диагнозом, как можно им помочь и как поддержать включение детей и взрослых с РАС в обычную жизнь. Семьи, в которых проживают люди с аутизмом, получают возможность узнать о деятельности самых различных организаций, возможностях получения помощи, которую эти организации могут оказать.

На площадках фестиваля транслируются лучшие практики поддержки людей с аутизмом и их семей, проходят профессиональные дискуссии с участием ведущих российский экспертов, мастер-классы и другие мероприятия.

Приглашаем к партнерству организации, заинтересованные в организации и проведении Фестиваля в округах: государственные учреждения, общероссийские и региональные общественные организации, благотворительные фонды, представители бизнеса и СМИ, родительские организации и семьи, воспитывающие детей с РАС.

Мероприятия площадок Фестиваля могут быть организованы самостоятельно на базе подведомственного учреждения или на базе ГБУ ДПО СО «Центр специального образования».

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПОЛОЖЕНИЕ о региональных ресурсных центрах по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Самарской области

2019 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ Регионального ресурсного центра Самарской области по организации комплексного cопровождения детей с расстройствами аутистического спектра на 2019 год

27.09.2023 Заседание межведомственной рабочей подгруппы по реализации системы комплексного сопровождения людей с ментальными нарушениями в Самарской области на тему: «Актуальные вопросы развития системы комплексного сопровождения людей с ментальными нарушениями в Самарской области». В ходе встречи специалистами разных ведомств были рассмотрены вопросы реализации мероприятий «Дорожной карты» организации и реализации системы комплексного сопровождения людей с ментальными нарушениями в рамках общественного проекта ПФО «Ментальное здоровье» в Самарской области с 2023 по 2026 год

18.07.2023 О создании межведомственной рабочей подгруппы по реализации системы комплексного сопровождения людей с ментальными нарушениями в Самарской области Протокол

31.01.2020 Заседание межведомственной рабочей группы по организации комплексного сопровождения детей с аутизмом в Самарской области: пострелиз и протокол_31.01.2020

13.04.2023 Межрегиональный проект по стандартизации психодиагностических методик. В рамках соглашений о сотрудничестве с ФРЦ РАС МГППУ РРЦ РАС СО принял участие в Проекте по стандартизации «Шкалы оценки навыков коммуникации»

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Федеральные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ

Предусмотрены варианты для обучающихся с нарушениями слуха, слепых, слабовидящих, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра.

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149) Дата опубликования: 27.01.2023 Номер опубликования: 0001202301270036

Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654) Дата опубликования: 22.03.2023 Номер опубликования: 0001202303220005

Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 10225 (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653) Дата опубликования: 22.03.2023 Номер опубликования: 0001202303220006

Проекты программ по учебным предметам федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с РАС

ПРИМЕРНЫЕ АООП

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  детей раннего и дошкольного возраста с РАС 

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС

Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с РАС

Реестр примерных основных общеобразовательных программ размещен на fgosreestr.ru

***

2024 Областной марафон специалистов «Мы разные, но мы вместе, и мы все равные» 

2023 V Межрегиональная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: эффективные практики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья»

2022 IV Межрегиональная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: эффективные практики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья»

2020 II Региональная научно-практическая конференция «Система помощи детям с РАС: основные векторы развития» Материалы участников

25.03.2020 II Региональная научно-практическая конференция «Система помощи детям с расстройствами аутистического спектра: основные векторы развития» Информационное_письмо_НПК_РАС_2020

19.12.2019 Всероссийский научно-практический вебинар на тему «Организация работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования»

30.09.2019 I Региональная научно-практическая конференция «Система помощи детям с расстройствами аутистического спектра: основные векторы развития» Резолюция

***

15.12.2023 День ментального здоровья в рамках V межрегионального форума «Путёвка в жизнь. Фокус на инклюзивных решениях: от эксклюзивных практик к партнёрству и региональной инфраструктуре поддержки самоопределения и социализации людей с инвалидностью и особыми потребностями». Программа

Основные вопросы, рассматриваемые на круглом столе:

  • Промежуточные результатах реализации Концепции комплексного сопровождения людей с ментальными нарушениями в Самарской области на 2023-2025 годы и плана мероприятий по ее реализации;
  • Способы организации конструктивного сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и родительскими НКО.
  • Система информирования родителей и педагогов
  • Региональный мониторинг диагностики и комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями
  • Региональный мониторинг образовательных потребностей семей с детьми РАС и другими ментальными нарушениями

04.11. 2023 Практико-ориентированный семинар на базе ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный

В рамках встречи обсуждались следующие темы:

  • Принципы АВА-терапии и их применение в работе с детьми с РАС.
  • Организация образовательного процесса с учетом особенностей детей с РАС.
  • Коррекционная работа с ребенком в рамках ресурсного класса.
  • Работа с родителями детей с РАС.

Участники встречи выявили ряд проблем, с которыми они сталкиваются в работе с детьми с РАС, такие как нарушения речи и коммуникации, поведенческие проблемы, трудности в обучении.

Была отмечена важность индивидуального подхода к каждому ребенку и учета его особенностей при организации обучения и коррекционной работы. Также была высказана необходимость взаимодействия с родителями, чтобы помочь им в работе с ребенком дома и использовать те же подходы и методики, которые используются в школе.

13.04.2023 ВЕБИНАР «Реализация тьюторского сопровождения в Самарском регионе на разных образовательных уровнях»

2022 СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «Признаки расстройств спектра аутизма раннего и дошкольного возраста» Пост-релиз

2021 СЕМИНАР «Сенсорные профили обучающихся с расстройствами аутистического спектра»

***

2 АПРЕЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ АУТИЗМЕ, УЧРЕЖДЕННЫЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ #ЛюдиКакЛюди

30.03.2023 – 02.04.2023 Программа региональной площадки Всероссийского семейного инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди

2022 Программа онлайн-марафона #ЛюдиКакЛюди

01.06.2020 — 05.06.2020 Марафон «Аутизм — не приговор!»

***

ДОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

***

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Е.Р.Баенская Психологическая помощь в нарушениях раннего эмоционального развития

А.Баниэль. Дети с неограниченными возможностями

Конструктивное взаимодействие с семьей ребенка с РАС

Журнал «Практика инклюзивного образования в Самарском регионе» № 3 по материалам конференции II Региональной НПК «Система помощи детям с РАС: основные векторы развития»

Методические рекомендации «Как помочь дошкольнику с РАС»

«Особенности мышления у детей с аутизмом без умственной отсталости» (М.М. Иванова и Л.Г. Бородина, Московский государственный психолого-педагогический университет): представлены результаты исследования, по определению особенностей мышления у детей с РАС без умственной отсталости. В исследовании приняли участие контрольная и основная группы. Основная группа состояла из детей, имеющих диагнозы «детский аутизм с интеллектом на уровне задержки психического развития», «атипичный аутизм без умственной отсталости», «синдром Аспергера» обучающихся на базе ФРЦ РАС, контрольная — из второклассников, обучающихся в лицее. Для выявления особенностей мышления у детей с РАС были использованы экспериментально-психологические методики, направленные на исследование особенностей мышления у младших школьников.

«Логопедическая работа с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра и интеллектуальные нарушения» С.В. Андреева (МГППУ): описываются структурные компоненты логопедической работы с обучающимися с РАС и интеллектуальными нарушениями. Рассматривается важнейший мотивационно-побудительный этап работы с детьми, имеющими поведенческие особенности, включающий создание специальных образовательных условий. Определяются базисные дифференцированные задачи логопедической работы от становления достаточных артикуляторных возможностей до вырабатывания речевой или альтернативной коммуникации у детей с РАС. Представлены основные направления логопедической работы по формированию речевой функции у младших школьников, обучающихся по программам для детей с нарушением интеллекта. Приводится опыт из логопедической практики по коррекции у детей нарушений письма и чтения.