Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста

Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста является структурным подразделением государственного образовательного учреждения Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)  специалистов – Центра специального образования Самарской области.

Лаборатория организована в целях:

  • научно-методического, программного и кадрового обеспечения деятельности региональной системы ранней диагностики, коррекции развития ребенка и его семьи, дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • cоздания целостной системы научно-методического и учебно-методического обеспечения региональной образовательной политики Самарской области в части ранней диагностики, коррекции развития ребенка и его семьи, специального дошкольного воспитания и обучения.

Сотрудниками Лаборатории решаются следующих задач:

  • организация и координация деятельности юридических и физических лиц по ранней диагностике и ранней специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии, в системе образования;
  • оказание методической, психолого-педагогической и информационной помощи территориальным органам управления образованием Самарской области по проблемам ранней диагностики и ранней специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии и их родителям (законным представителям), дошкольному воспитанию и обучению детей с проблемами в развитии;
  • организация и проведение опытно-экспериментальных работ, проектирование и содействие реализации моделей территориальных служб ранней диагностики и коррекции развития ребенка и семьи, инновационных технологий, методик диагностики и специального воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание методической, психолого-педагогической и информационной помощи родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по проблемам, связанным с их воспитанием и обучением;
  • проведение, обобщение и анализ результатов мониторинга эффективности различных моделей коррекционного общего образования детей с дошкольного возраста с отклонениями в развитии в ОУ Самарской области;
  • организация и содействие в реализации инновационных технологий, методик специального воспитания и обучения.

Направления деятельности

Аналитическое:

  • анализ существующих программ, методик, технологий реабилитационной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • мониторинг эффективности различных моделей служб ранней помощи и коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии;
  • изучение и прогнозирование социально-культурно-образовательной среды детей со специальными нуждами.

Научно-методическое:

  • изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта организации реабилитационной работы с детьми раннего возраста и их семьями;
  • изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
  • внедрение в практику действенных технологий и методик интегрированного обучения детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии;
  • разработка курсов и семинаров, в том числе и на хозрасчетной основе, по обучению, подготовке и переподготовке специалистов, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии;
  • внедрение в практику территориальных Служб ранней диагностики действенных форм педагогической помощи детям с проблемами в развитии.

Организационно-методическое:

  • осуществление на региональном уровне функции организатора и координатора деятельности территориальных Служб ранней помощи;
  • специалисты Лаборатории организуют, участвуют, проводят совещания, семинары, круглые столы и др. по проблемам ранней диагностики и коррекции развития ребенка и его семьи, специальной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии;
  • специалисты Лаборатории могут быть привлечены к участию в мероприятиях, организованных другими подразделениями Центра;
  • специалисты Лаборатории готовят материалы (методические пособия, программы и др. материалы) к изданию и публикации в средствах массовой информации по вопросам ранней диагностики, коррекции развития ребенка и его семьи, дошкольного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

Информационное – создание банка данных:

  • о научной, методической, справочно-информационной литературе, посвященной вопросам организации воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, технических средствах и изделиях для комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии;
  • о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих выявление и реабилитацию детей раннего и дошкольного возраста;
  • о формах и методах организации обучения детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях г. Самары, Самарской области.

Опытно-экспериментальное:

  • определение условий для межведомственного взаимодействия в части раннего выявления, абилитации и реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и интеграции;
  • разработка нормативно-правовых документов деятельности специалистов Служб ранней диагностики, коррекции развития ребенка и семьи;
  • проведение научно-методических, программно-методических, опытно-исследовательских и проектных работ;
  • разработка содержания дошкольного образования разных категорий детей с нарушениями в развитии применительно к различным типам учреждений и вариативным формам организации дошкольного образования.

Консультативное:

  • проведение консультаций субъектов образовательной деятельности по теоретическим и практическим аспектам специальной помощи детям от рождения до трех лет;
  • практическая помощь детям раннего возраста с отклонениями в развитии;
  • консультирование родителей детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Занятия с детьми

Стать родителем – дело очень ответственное. Может быть Вы – опытный родитель и вопросов, касающихся воспитания и развития ребенка у вас немного, а может быть, Вы впервые стали мамой или папой и только начинаете привыкать к новой роли. В любом случае, тревога и сомнения часто посещают родителей, когда речь идет о здоровье и воспитании ребенка. Специалисты лаборатории готовы помочь преодолеть те трудности, с которыми Вы сталкиваетесь в вопросах воспитания и развития Вашего малыша.
Специалисты оказывают помощь семьям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста:

  • Родившихся раньше срока или перенёсших родовую травму;
  • С врожденными нарушениями развития;
  • С задержками двигательного развития;
  • С задержками речевого развития;
  • С нарушением познавательного развития;
  • С нарушением эмоциональных проявлений.

Если вы ищете поддержку в этих направлениях, специалисты нашей лаборатории готовы Вам помощь.

Программа оказания специальной психолого-педагогической помощи ребенку и его семье включает в себя:

  • Диагностику развития ребенка;
  • Составление индивидуальной программы развития;
  • Проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий.

Индивидуальные занятия

Индивидуальная работа с ребенком и семьей опирается на результаты психолого-педагогического обследования и строится на основе индивидуальной программы развития ребенка. Работа ведется по основным линиям развития ребенка: социальное, физическое, познавательное развитие. Режим занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его взаимодействия с окружающими его взрослыми.

Групповые занятия

Групповые занятия создают необходимое пространство для получения первого опыта взаимодействия с другими детьми и взрослыми, для подготовки ребенка к детскому саду. Программы групповых занятий разрабатываются для детей от 1 года с учетом их психических и физиологических возможностей. Занятия проводятся в игровой форме, при активном участии родителей. Особое внимание уделяется развитию познавательных способностей, речи, эмоционально- волевой сферы, мелкой моторики, ловкости и точности движения.

Консультации, индивидуальные и групповые занятия проводят квалифицированные специалисты:

  • Дефектолог;
  • Детский психолог;
  • Логопед;
  • Тифлопедагог;
  • Сурдопедагог.

Позвоните в Лабораторию, чтобы получить дополнительную информацию и записаться на консультацию по телефону 8 (846) 312-11-37

Порядок оказания помощи детям в лаборатории специальной помощи (PDF)