Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста

Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста является структурным подразделением государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Центра специального образования».

Лаборатория организована в целях:

  • научно-методического, программного и кадрового обеспечения деятельности региональной системы ранней диагностики, коррекции развития ребенка и его семьи, дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создания целостной системы научно-методического и учебно-методического обеспечения региональной образовательной политики Самарской области в части ранней диагностики, коррекции развития ребенка и его семьи, специального дошкольного воспитания и обучения.

Сотрудниками Лаборатории решаются следующие задачи:

  • методическое обеспечение региональной образовательной политики в части специальной комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста и их семьям;
  • проектирование и содействие в реализации инновационных моделей образовательных учреждений, инновационных педагогических технологий, методик специального обучения и специальной диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста;
  • создание и реализация системных мониторингов образовательных потребностей населения и рынка специальных образовательных услуг ранней помощи в Самарской области, необходимых для опережающего развития региональных образовательных систем;
  • организация и проведение опытно-экспериментальных работ на базе экспериментальных/опорных площадок Центра, направленных на «выращивание» инновационной практики дополнительного профессионального образования с целью дальнейшего распространения передового педагогического опыта в регионе, на разработку механизмов внедрения результатов в систему образования детей раннего и дошкольного возраста;
  • проектирование и реализация специальной комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста и их семьям с целью дальнейшего внедрения в региональную систему инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Направления деятельности

Аналитическое:

  • анализ существующих программ, методик, технологий коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • мониторинг эффективности различных моделей служб ранней помощи и коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии;

Научно-методическое:

  • изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста и дошкольного возраста и их семьями;
  • внедрение в практику действенных технологий и методик инклюзивного обучения детей дошкольного возраста, имеющих особые образовательные потребности;
  • разработка курсов и семинаров, в том числе и на хозрасчетной основе, по обучению, подготовке специалистов, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
  • внедрение в практику территориальных Служб ранней диагностики действенных форм педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-методическое:

  • осуществление на региональном уровне функции организатора и координатора деятельности территориальных Служб ранней помощи в системе образования;
  • специалисты Лаборатории организуют, участвуют, проводят совещания, семинары, круглые столы и др. по вопросам ранней диагностики и коррекции развития ребенка и его семьи, специальной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
  • специалисты Лаборатории готовят материалы (методические пособия, программы и др. материалы) к изданию и публикации в средствах массовой информации по вопросам ранней диагностики, коррекции развития ребенка и его семьи, дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опытно-экспериментальное:

  • организация и проведение исследований, опытно-экспериментальных работ, консультационной деятельности в сфере оказания услуг ранней помощи в системе образования;
  • разработка и реализация проектов, направленных на решение проблем в системе инклюзивного образования, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Самарской области;
  • участие в российских и международных грантах, направленных на развитие системы инклюзивного образования, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Самарской области.
  • Консультативное:

    • проведение консультаций субъектов образовательной деятельности по теоретическим и практическим аспектам специальной помощи детям от рождения до трех(четырех) лет;
    • практическая помощь детям раннего возраста целевой группы;
    • консультирование родителей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
    • В структуре Лаборатории создана Служба ранней помощи (далее – Служба) семьям, имеющим детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

      Положение о Службе ранней помощи

      Порядок оказания помощи детям в Лаборатории