Межрегиональная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: эффективные практики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Проект информационного письма
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
ПРОГРАММА пленарного заседания.
СЕКЦИЯ 1
СЕКЦИЯ 2.1
СЕКЦИЯ 2.2
СЕКЦИЯ 3
СЕКЦИЯ 4
СЕКЦИЯ 5 Круглый стол
СЕКЦИЯ 6

11-12 декабря 2019 года состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: эффективные практики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья», организованная государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Самарской области «Центр специального образования» при поддержке министерства образования и науки Самарской области.
Участниками пленарного и секционных заседаний Конференции стали более 450 человек: руководители и специалисты учреждений, подведомственных министерству образования и науки, Самарской области; специалисты органов управления образованием, курирующие вопросы организации образования лиц с особыми образовательными потребностями; преподаватели Самарских ВУЗов; педагогические работники образовательных организаций и реабилитационных центров для детей и подростков Самарской области; педагогические работники общего и профессионального образования Пензенской области, Республик Татарстан и Чувашия, родители детей с ОВЗ. Участники Конференции заслушали приветственное письмо председателя Комитета Самарской Губернской Думы по образованию Т.Е. Бодровой и видео приветствие заведующей кафедрой логопедии и коммуникативных технологий Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета О.Н. Тверской.

В пленарном заседании, состоявшемся на базе МБОУ «Школа № 12» г.о. Самара, приняли участие Т.Е. Лапшова, руководитель управления общего образования министерства образования и науки Самарской области, Н.И. Буковцова, декан факультета специальной педагогики и психологии СГСПУ, Т.П. Рыкова, главный специалист департамента образования Администрации г.о.Тольятти, О.В. Воронова, руководитель «Центра инклюзивного образования» Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва, Е.Н. Нестерова, директор ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова с. Исаклы, А.А. Перегуд, региональный директор ООО НПФ «Амалтея».

В рамках Конференции работали 6 секций на базе образовательных организаций г. Самара. В ходе мастер-классов, обсуждений, дискуссий участники рассмотрены вопросы включения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в образовательную среду.
Участников секции «Ранняя помощь в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» приветствовала от доцента кафедры логопедии и коммуникативных технологий Пермского государственного педагогического университета, к.п.н. Т.Н. Гирилюк. Специалисты ранней помощи проявили особый интерес к мастер-классам Лопуховой О.М. (ГБУ ДПО СО» Чапаевский ресурсный центр») и Тестовой В.С., Черных Г.М., Шилтовой О.А. (СП «Детский сад Журавушка» ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево)

Самыми активными участниками Конференции традиционно стали педагоги дошкольного образования. На двух подсекциях, организованных на базе самарских детских садов № 188 и № 334, состоялось 8 открытых занятий, 21 мастер-класс, 32 стендовых доклада. Организаторы отмечают мастер-классы Платошиной Е.В. (СП «Детский сад №5» ГБОУ ООШ №7 г. Сызрань), Степановой А.Е. и Мазаевой Е.Г.(МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика» г.о. Тольятти), Колесниковой А.Е. (МБДОУ «Детский сад №280» г.о.Самара), Канаевой Г.С. (МБДОУ «Детский сад №62» г.о. Самара).

Учителя, специалисты сопровождения и воспитатели школ-интернатов обсудили реализацию адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся различных нозологических групп в ходе работы секций «Организационные модели и технологии создания инклюзивной образовательной среды» и «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): от теории к практике», состоявшихся на базе МБОУ «Школа № 139» и ГБОУ СО «Школа-интернат № 111» г.о. Самара, соответственно. Наибольший интерес вызвали выступления Артемьевой А.И. (МБОУ Школа № 139 г.о. Самара), Левановой И.А. (МБУ «Школа №23 имени Пальмиро Тольятти» г.о. Тольятти), Шатохиной М.А. (ГБОУ СОШ «ОЦ» п.г.т. Рощинский). В рамках секции в школе-интернате № 111 состоялся круглый стол, где самарские педагоги поделились опытом реализации ФГОС ИН с коллегами из Пензы.

В ходе работы секции «Социокультурная адаптация и дополнительное образование» педагоги обменялись опытом реализации коррекционно-развивающих задач при реализации программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования. Креативный подход к формированию жизненных компетенций детей с ОВЗ продемонстрировали Саенко Е.В. (СП ДДТ ГОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель–Черкассы), Волкогонова Ю.А. (ГБОУ СОШ с. Самовольно-Ивановка м.р. Алексеевский).

Преподаватели учреждений среднего профессионального образования и учителя школ-интернатов для обучающихся с ОВЗ обсудили актуальную на сегодняшний день тему профессионального самоопределения и обучения лиц с ОВЗ в ходе работы секции «Особенности организации инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ», которая состоялась на базе ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж». Сотрудники колледжа (О.Г. Альтикова, Б.А. Еситов, Л.П. Горбунова) поделились опытом реализации личностно-ориентированного подхода к организации профессионального обучения студентов с ОВЗ, а педагоги школ-интернатов (Л.С. Ткаченко, Т.В. Шептуховская) рассказали об особенностях учебной и трудовой деятельности обучающихся школ-интернатов.

Творческими номерами Конференцию приветствовали обучающиеся образовательных учреждений г.о. Самара: И. Селин (ГБОУ СО «Школа-интернат № 117»), хореографический коллектив «PROдвижение» (МБОУ «Школа № 12»), ансамбль «Русичи» (МБУ ДО ЦВО «Творчество»), обучающиеся школы-интерната № 111, театральная студия школы 139, воспитанники детских садов 188 и 334.

Участники Конференции внесли ряд актуальных предложений в проект резолюции. Резолюция после доработки будет размещена на сайте Центра специального образования.